Чтобы отслеживать грузоперевозки, снижать издержки транспортного предприятия, связанные с перерасходом топлива, левыми рейсами и пр., используется система спутникового мониторинга.
В современном мире каждая компания ищет пути снижения издержек производства и повышения доходности своего предприятия. Одним из решений таких проблем в транспортной сфере стало использование спутникового мониторинга. При использовании системы глобальной навигации диспетчер автопарка всегда знает, где находится транспортное средство, с какой скоростью оно перемещается, имеет возможность поддерживать с ним связь. Мониторинг может осуществляться за любым наземным движущимся средством. Но особенно это важно службам инкассации, спасения и экстренной медицинской помощи.
В транспортных компаниях, занимающихся большим объемом грузоперевозок, топливные расходы составляют примерно пятую часть доходов. С внедрением мониторинга появляется возможность отслеживать левые рейсы, контролируется расход топлива и устраняется возможность его слива. С помощью мониторинга точно определяется километраж, сколько времени транспортное средство передвигалось, а также время, затраченное на стоянки. Все это позволяет значительно снизить издержки предприятия. При этом полная окупаемость расходов на установку системы спутникового мониторинга достигается максимум за год. А в некоторых случаях, при устранении левых рейсов и повышении ответственности водителей, они окупаются уже через 2-6 месяцев использования.
Существует две основных системы спутникового мониторинга:
- Глонасс – с использованием российских спутников,
- GPS – с применением американских спутников.
В систему GPS входит 32 американских спутника. Из них 24 осуществляют навигацию и мониторинг всех средств передвижения планеты. В службу наземного обеспечения входит около десяти станций отслеживания. Они находятся в различных частях света и связаны с центром управления, который расположен на военной базе в штате Колорадо. Система Глонасс включает 24 орбитальных спутника, из которых порядка 20 находятся в постоянной работе, покрывая навигационной сетью всю территорию России, остальные – в резерве. Российская система навигации, так же как и GPS, в первую очередь предназначена для военных, и только потом для гражданских нужд. Обе системы и Глонасс, и GPS, абсолютно легальны и дают возможность бесплатного использования спутникового мониторинга. Они используют практически одинаковое программное обеспечение.
Однако американская система GPS имеет некоторые преимущества:
- Система существует более продолжительное время.
- Она дешевле ГЛОНАСС.
- Количество спутников на орбите больше.
При выборе системы навигации стоит учитывать свои собственные пристрастия и финансовые возможности. Но есть еще один момент. Американцы в любой момент могут отключить от своей системы навигации всех пользователей, кроме собственной армии. Как уже было однажды, в период военных действий в Ираке. Поэтому Глонасс – более надежная система навигации для российских граждан.